В 2016 году кандидатом исторических наук, заслуженным деятелем науки РК Владимиром Санчировым был подготовлен и издан сборник «Письменные памятники по истории ойратов XVII-XVIII веков». Читаем в аннотации: «Впервые в российском монголоведении раскрыто содержание ойратских исторических сочинений, помещены комментарии к описываемым событиям и биографиям исторических деятелей, проанализированы взгляды авторов этих сочинений на прошлое ойратов, игравших видную роль в центральноазиатском и соседних регионах в XVII-XVIII веках». Сам ученый в беседе с «КС» подчеркнул важность научного издания источников, что не позволяет истолковывать прошлое в угоду современному текущему моменту - «здесь (в источниках – Ред.) ни убавить, ни прибавить». Конечно, для читателей газеты Владимир Петрович сделал краткий экскурс в историю.

Воспользуемся ли мы методом «языкового гнезда»?

Сколько уже можно говорить с высоких трибун и убеждать друг друга в том, что нужно сохранять и учить родной язык? И ладно б только говорить, но зарабатывать на этом какие-то политические или иные дивиденды, на наш взгляд, сегодня просто преступно. Кто мы без языка, без нашей культуры? Парадоксально, но больше этим вопросом озадачены совсем не те, кто живет в республике. Только выехав за пределы республики, начинаешь осознавать свою идентичность, а также свою ущербность и неполноценность от того, что не знаешь свой родной язык, историю, культуру. Неужели необходимо уехать за тысячи километров, чтобы понять, что наш язык, культура, история не хуже, а может, и много богаче, чем иные?

Доказано: для того, чтобы язык полностью вышел из употребления, достаточно трех-четырех поколений. По мнению специалистов, из 150 языков, существующих в современной России, далеко не все переживут XXI век. Авторитетные лингвисты предполагают, что в нынешнем веке, скорее всего, исчезнет более двадцати языков  коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока, Дагестана. Таких языков как алеутский, айнский, камасинский, керекский, сиреникский, югский уже нет. Эскимосский, нивхский, кетский, ульчский, орокский, орочский, негидальский, нанайский, науканский, удэгейский, алюторский, ительменский, энский, юкагский языки находятся буквально на грани исчезновения.

Сейчас многие научно-исследовательские проекты (научные исследования, конференции и экспедиции, международное сотрудничество, издание книг и пр.) возможны благодаря поддержке различных фондов. В России еще недавно основных фондов, финансируемых государством, было два – это Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ). Теперь один - РГНФ вошел в состав РФФИ.

В 2014 году при поддержке РГНФ состоялась очень важная, с научной точки зрения, экспедиция в Китайскую Народную Республику «Этнолингвистическая карта монголов северо-западного Китая: язык и традиционная культура кукунорских ойратов», в которой приняли участие ученые из Калмыцкого госуниверситета им. Б. Городовикова и КИГИ РАН. Об этой группе ойратов, кстати, себя они называют монголы или деед монголы, т.е. верхние монголы, практически ничего не было известно. Имелись отрывочные сведения, датированные XIX и началом XX веков, о монголоязычных народах, проживающих в провинции Цинхай, названной в честь озера Цинхай, монгольское название Кукунор (Синее озеро). В ходе проекта были исследованы язык, фольклор и традиции кукунорских хошудов, являющихся потомками хошудов, которые прославились благодаря легендарному Гуши-хану и его братьям.

Интересно, что о нас, волжских калмыках, они практически ничего не знают. Они не сохранили «Джангар» и не используют тодо бичиг, а пользуются старомонгольской письменностью. В остальном все одинаково – религия, история, язык с минимальными отличиями, которые касаются, в основном, лексики.

Счетчик посещаемости и статистика сайта