Что день грядущий нам готовит – вопрос не философский, не риторический и даже не стратегический
Культура. Нечто большое и расплывчатое, очень разное и иногда очень специфичное. Мы живем в ней, мы представляем ее, и, даже вступив  в рыночную эпоху, мы до сих пор не можем определять ее в экономических категориях. Только прилагательными - прекрасная, ужасная, высокая, низкая. Но культура является и основой экономической отрасли, выпускающей культурные продукты и предлагающей культурные услуги. Эти продукты и услуги имеют цену.  А основу мы имеем как бы неплохую – сама уникальная культура этноса, проживающего в европейской части страны, уникальность природы (начинаем поэтому осваивать рынок культурного туризма), учебное заведение, выпускающее  специалистов, из которых половина продолжает обучение в высших учебных заведениях и т.д.


Но экономическая ситуация жестоко ставит культуру республики на место – спрос на определенные товары зависит от дохода. Доходы у нас маленькие. И в определении цены культурных продуктов и услуг следует принимать во внимание законы немецкого статистика и экономиста Э. Энгеля. Первый закон практичного  немца определяет, что процент домашних расходов на еду обратно пропорционален общему доходу - то есть чем меньше денег имеется в семейном бюджете, тем больше их тратится на еду. Но этот закон у нас не срабатывает. Ведь в России духовная пища была важнее еды, а в калмыцких семьях вне зависимости от дохода калмыцкая свадьба игралась по традициям (а ведь это целый спектакль), культурный набор – домбра, костюм на выход и другие предметы культуры в семьях были практически всегда.
А вот второй закон Энгеля, гласящий, что с увеличением дохода все большее количество средств тратится на образование и культуру, может подорвать именно культурную среду самого региона. Доходы большей части населения в провинции РФ падают, и любое значительное повышение цен на культурные товары и услуги ведет к снижению спроса и предложения. В регионах концерты классической музыки практически не окупаются, выставки не осаждают толпы посетителей  и т.д. Но не в интересах общества снижать потребление культурных продуктов и услуг, которое неизбежно произойдет, если культурные продукты и услуги будут продаваться по цене, превышающей стоимость их производства. Согласно второму закону Энгеля, это приведет к тому, что часть населения не сможет развивать свои человеческие возможности, что, в свою очередь, может привести к снижению их вклада в производство, к ухудшению социальной и культурной атмосферы в стране.
В целях предотвращения такой ситуации культурная экономика использует различные инструменты, прямые и опосредованные. Прямые – это субсидии и дотации. И сейчас наша культура зависит от профессиональности, экономической и юридической подготовки аппарата министерства, от государственной политики органов местного самоуправления (сохраните социальные точки для населения - будет куда идти субсидиям). То есть проблема высокопрофессиональных управленцев и менеджеров очень актуальна для республики.
И вот наглядный пример - судьба здания бывшего ДКП, ныне Государственного концертного зала – единственного зала для трех государственных коллективов, которые не только теряют зрителей, а значит, хоть небольшие, но деньги, но и рушится атмосфера культуры города, республики. Ведь здесь выступали и народные коллективы, и гастролеры. Это жесткий урок для других руководителей, что нельзя эксплуатировать здание, не вкладывая часть средств в текущий ремонт (нынешнее руководство ГКЗ получило его в плачевном состоянии). В беседе с «КС» генеральный директор Калмконцерта Аркадий Манджиев отметил, что здание не ремонтировалось с 1972 года: «Сейчас министерство ведет большую работу по привлечению средств федерального бюджета для реконструкции здания в 2019 году. Все зависит от того, как пройдут экспертизу документы. Но коллективы не могут быть оставлены без сцены, и поэтому надеемся в марте приступить к косметическому ремонту концертного зала. До этого нам необходимо выполнить предписания МЧС, обеспечить пожарную безопасность. Средства на это выделяются».

Зоя НАРАНОВА
Фото: Убуш КОВШАНОВ

Добавить комментарий

Комментарии публикуются после их проверки.


Защитный код
Обновить

Счетчик посещаемости и статистика сайта